«РАСИСТЫ, ГОМОФОБЫ И СЕКСИСТЫ !!!» ШАРЛИ ЭБДО НЕ ЧИТАЛ, НО ОСУЖДАЮ
(оригинал: статья Gérald Auclin, « "RACISTE, SEXISTE, HOMOPHOBE" : CHARLIE HEBDO CALOMNIÉ », https://www.facebook.com/gerald.auclin/posts/902266093139366,
перевод: А. Зайцевой)
В последнее время мне попадалось под руку много статей (в основном, по-английски), авторы которых утверждали, что «Шарли Эбдо» - расисткая, гомофобская и сексистская газета. Опираясь при этом на опубликованные в газете рисунки, но абсолютно неверно их интерпретируя... поскольку картинки эти говорят ровно обратное тому, что авторы этих статей в них вычитывают. Иначе как клеветническими эти статьи назвать невозможно, и ниже я попытаюсь доказательно разоблачить эту клевету.
Прежде всего, необходимо попытаться понять сам дух этой газеты, берущий начало в весьма специфической французской традиции сатиры, которую бывает сложно понять внешнему читателю.
«Шарли Эбдо» был основан в конце 1960-х годов. Он связан с ежемесячной сатирической газетой «Харакири». Последняя славилась своим чëрным, всеразрушающим юмором, не уважающим никакие власти, никакие институты. «Харакири» не единожды повергался цензуре и запрещался властями.
Обе газеты созданы художниками-юмористами, близкими к левацким движениям (анархстам, коммунистам, экологам). Их излюбленные мишени – армия, церковь и представители разных культов, правительство, руководители предприятий и фашистские группировки. Эта двойная, политическая и артистическая принадлежность имеет особую важность. На страницах газеты обнаруживаются как рисунки, тексты и репортажи, продвигающие отстаиваемые ценности (феминизм, экология, антиклерикализм, антимилитаризм...), так и рисунки, реагирующие крайне жестким юмором на политическую повестку дня, поднимая на смех абсолютно всë: власти и народ, преступников, их жертв и семьи этих жертв. Коротко их кредо можно сформулировать так: НИЧЕГО СВЯТОГО! Они выходят за пределы рационального осмысления представленных в СМИ текущих событий, да и самой жизни – посредством беспощадного смеха над всем и вся.
Это даже не столько левацкая, сколько нигилистская газета: дети своей эпохи, авторы выступают за то, что АБСОЛЮТНО ВСË можно подвергнуть сомнению.
Поскольку газета из номера в номер откликается на текущие события, представленные в других СМИ, каждую картинку следует понимает в связи с ее контекстом, моментом публикации, с пространством ее рецепции (французское общество и, в целом, французская культура). Авторы выдерживают очень саркастический, беспощадный, эротический, грубый и порой сюрреалистичный тон.
Давайте для примера рассмотрим три рисунка, к которым отсылают те, кто обвиняет журнал во всех этих –измах и –фобиях.
На первом рисунке – чернокожая женщина, изображенная в виде обезъяны. Ну тут уж расизм хуже некуда, скажете вы. Однако рисунок не преследует цели высмеять саму эту женщину. Он отсылает к обложке крайне-правой газеты «Минют», где появилась статья под названием «Тобира французский министр юстиции нашла банан». В этом газетном заголовке спрятана непростая для нефранкоязычных читателей игра слов: «иметь банан» - это разговорная идиома, которая означает «быть в хорошей форме», «найти банан» - «вернуться в хорошую форму». И в то же время Тобира, чернокожая женщина-министр, сравнивается авторами этой крайне-правой газеты с обезъяной, что является отвратительной расистской метафорой, которую и выставляет на посмешище «Шарли Эбдо». Текст под этим рисунком, «Сине-расистское собрание», пародирует лозунг крайне-правой партии Национальный Фронт «Сине-мариновое собрание» (играющий с именем Марин Ле Пен). Итак, в мы имеем здесь дело не с расистскими карикатурами, а с обличением расизма авторов газеты «Минют» и партии Национальный Фронт.
На втором рисунке, с надписью «Удачи в Новом году, удачной фрикадельки», изображен чернокожий с фаллическим предметом (собственно фрикаделькой), торчащим из его задницы. Так вот, следует объяснить, что это за персонаж. Это Дьëдонне, юморист и крайне правый политик, сделавший себе карьеру на антисемитских провокациях (последняя из которых – «Я Амеди Кулибали» - появившаяся в его блоге, рискует стоить ему уголовного преследования – прим. Перев.). Братаясь со своими поклонниками, он популяризовал среди них жест под названием «фрикаделька» - нечто среднее между наци-приветствием и «факом». Иными словами, художник оборачивает данный жест против самого его инициатора, чтобы оттрахать его «фрикаделькой» и... изобличить.
На третьем рисунке две женщины в состоянии экстаза, по всей видимости, лесбиянки, смотрят на распятие, запачканное вагинальными выделениями. Кто-то закричит сразу: гомофобский рисунок! Но на самом деле здесь представлены Фрижид Баржо и Кристин Бутен, лидеры реакционного движения «Демонстрация для всех», в котором преобладают католики-фундаменталисты, борющиеся против однополых браков. Надпись «Две мамы, одна секс-игрушка?» пародирует формулу «один папа, одна мама» - главный лозунг движения, которое усматривает в разрешении однополых браков угрозу всей западной христианской цивилизации. Превращая этих двух людей в тех, против кого они борются – в лесбиянок, к тому же еще и впадающих в экстаз от импровизированного дилдо (сакральный символ распятия трансформирован здесь в профанный предмет), художница Коко вскрывает их истинную, на ее взгляд, натуру: это две иррациональные фанатички, на самом деле озабоченные, конечно, не сексом, а абсурдным и анахроничным верованием в моральный апокалипсис. Итак, мишенью здесь является не лесбийское сообщество, а его противники.
Разумеется, можно считать эти рисунки пошлыми и вовсе не смешными, но называть их расистскими, гомофобскими и сексистскими – это чистая ДЕЗИНФОРМАЦИЯ!
Разумеется, можно приходить в негодование, когда эти художники нападают средствами искусства на ту или иную персону, институт или группу. Но стоит задуматься вот о чем: если мы соглашаемся с тем, что следует запретить смеяться над кем-либо или чем-либо, не является ли это началом конца всякого юмора вообще? Юмор – особенно если это юмор «Шарли Эбдо» - свиреп и не щадит никого. Это свойственно самой его природе.
Среди французских крайне-левых вокруг «Шарли Эбдо» уже давно ведутся ожесточенные споры. Некоторые из них осуждают газету за «безответственность», за слишком частые насмешки над исламом, особенно неуместные в эпоху, когда страну накрывает волной ксенофобии и исламофобии. Об этом свидетельствует рост популярности Национального Фронта, снятие самоцензуры на расистские высказывания среди политиков и принятие законов, которые под прикрытием защиты светскости наносят удар именно по мусульманскому сообществу.
На это художники и редакторы газеты им отвечают, что юмор невозможен без права на... безответственность. Это кредо – и есть Ахиллесова пята (или сила) газеты, которая лавирует между двумя разными полюсами, совместить которые мало кому удается. С одной стороны – левацкий активизм, противостоящий ксенофобии и крайне-правым, а также отстаивающий принцип светскости. С другой стороны – всеразрушающий юмор, мишенью которого становятся все явления жизни и все без исключения граждане.
Однако ни в коем случае невозможно утверждать, что «Шарли Эбдо» - расисты.
Те, кто это утверждает – клеветники.
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА: Перепосты приветствуются. Я не против критики Шарли Эбдо, а против критики не по делу и не за то, иными словами, против непросвещенной критики. Сделаем социальные сети "оружием массового просвещения".